Сформирована рабочая группа для разработки образовательного стандарта "Прямое цифровое производство" 22.10.13

В октябре 2013 года сотрудниками кафедры Оптических систем и специальных технологий Колледжа предпринимательства №11 совместно со специалистами Московского института развития образования (МИРО) сформирована рабочая группа по разработке нового Федерального государственного образовательного стандарта в области прямого цифрового производства

«Сегодня с учётом роста российской экономики и стоящих перед нами задач модернизации всех сфер нашей жизни и прежде всего, конечно, производства стало совершенно очевидно, что отсутствие, недостаток высококвалифицированных рабочих кадров является преградой на пути развития экономики. Это необходимейшее условие для развития нашей страны. Сегодня совершенно очевидно, что недостаточное внимание к этой сфере в предыдущие годы создало известный барьер: недостаток высококвалифицированных рабочих кадров является ограничителем нашего роста. Этот вопрос в числе первых выходит в повестку дня».

Путин В.В (23 декабря 2011 года в Санкт-Петербурге совещание о подготовке квалифицированных рабочих кадров, востребованных в экономике)

 

В октябре 2013 года сотрудниками кафедры Оптических систем и специальных технологий Колледжа предпринимательства №11 совместно со специалистами Московского института развития образования (МИРО) сформирована рабочая группа по разработке нового Федерального государственного образовательного стандарта  в области прямого цифрового производства.

Стоит немного рассказать об истории данного вопроса. Еще в 2011 году был сформирован проект, который явился неким ответом Колледжа предпринимательства в лице кафедры Оптических систем и специальных технологий на вопросы, которые ставил перед системой профессионального образования Президент и Правительство Российской Федерации. Проект был нацелен, в первую очередь, на выпуск специалистов, соответствующих завтрашним запросам экономики и способных решать задачи импортозамещающего производства. Он явился актуализующим элементом для недавно открытой у нас специальности «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт медицинской техники», а также необходимым элементом для создания инновационной для Российской системы СПО специальности - техник-технолог прямого цифрового производства.

Для более глубокого понимания вопроса можно вернуться еще на 2 года назад, ведь сама идея по созданию новой специальности в области прямого цифрового производства была озвучена сотрудником Колледжа Рекутом А.В. еще в конце 2009 года. Тогда было принято решение о разработке модуля по компьютерному моделированию для дальнейшего прототипирования на установках послойного синтеза для специальности "Техник-технолог ограночного производства".

В 2010 году были написаны и изданы учебные пособия для этого модуля, а сам модуль был включен в программу базовой подготовки студентов.

В 2011 году на основе апробированной программы модуля и обобщения опыта преподавания началась разработка проекта новой специальности - Техник-технолог прямого цифрового производства. И в конце этого же года сотрудниками кафедры была подготовлена заявка на участие в конкурсе по отбору государственных образовательных учреждений профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, для государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов высокотехнологичных производств, в том числе для решения актуальных задач Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы по направлению «Разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования субъектов Российской Федерации» и государственной программы города Москвы «Столичное образование» на период 2012-2016 гг. В заявке нами была обоснована необходимость создания Ресурсного центра и образовательной технологии по подготовке техников и технологов в области прямого цифрового производства и реверсивного инжиниринга по эксплуатации и ремонту медицинской техники с участием ключевых отраслевых работодателей в условиях технической модернизации России (специальность 201014 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт медицинской техники). Этим шагом был заложен фундамент для реализации возможности дальнейшего материально-технического обеспечения специальности.

В 2012 году в рамках совместной с МГТУ им. Н.Э. Баумана деятельности по разработке, апробации и внедрению новых учебно-методических комплексов и образовательных программ, направленных на реализацию положений Федеральной целевой программы «Развитие  фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» был переработан учебный план специальности 201014 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт медицинской техники». В базовую программу специальности, помимо прочих доработок, был включен полностью вариативный модуль «ПМ.04 Производство оснастки и деталей медицинской техники  методом послойного синтеза». Это явилось вторым ключевым шагом к внедрению инновационного элемента в уже открытую нами специальность и платформой для начала подготовительной работы к открытию новой специальности.

В этом же 2012 году проект новой специальности «Прямое цифровое производство» был впервые официально представлен в контексте развития специальности 201014 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт медицинской техники» на совещании директоров учреждений СПО, где по результатам голосования он занял первое место. Также были достигнуты предварительные договоренности о выделении финансирования на создание лаборатории «Прямого цифрового производства» на базе кафедры.

В заключении, хотелось бы отметить, что начавшаяся сегодня работа – это без преувеличения историческое событие в масштабах нашего Колледжа, а возможно, и всей системы СПО в целом.

Общая актуальность вопроса

1.  В мировой экономике технологии прямого цифрового производства являются одним из самых динамичных направлений (рост не менее чем на 20% в год, за последние 7 лет)

2.  Общее число учебных заведений занятых подготовкой по технологиям прямого цифрового производства в мире выросло почти на 100% за последние два года, а число средне-специальных учебных заведений на 20%.

3.  Рост продаж индустриального оборудования для прямого цифрового производства в России превышает 100% в год.

4. До настоящего времени в России нет ни одного учебного заведения, занятого подготовкой специалистов среднего звена по прямому цифровому производству.