Кафедрой ОСиСТ подана заявка на внедрение Инновационной образовательной программы (ИОП) 19.12.11

В декабре 2011 года сотрудниками кафедры Оптических систем и специальных технологий, а также рядом специалистов Колледжа подготовлена заявка на участие в конкурсе по отбору государственных образовательных учреждений профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы

В декабре 2011 года сотрудниками кафедры Оптических систем и специальных технологий, а также рядом специалистов Колледжа подготовлена заявка на участие в конкурсе по отбору государственных образовательных учреждений профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, для государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов высокотехнологичных производств, в том числе для решения актуальных задач Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы по направлению «Разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования субъектов Российской Федерации» и государственной программы города Москвы «Столичное образование» на период 2012-2016 гг. В рамках данной заявки на базе кафедры планируется создание Ресурсного центра и образовательной технологии по подготовке техников и технологов в области прямого цифрового производства и реверсивного инжиниринга по эксплуатации и ремонту медицинской техники с участием ключевых отраслевых работодателей в условиях технической модернизации России (специальность 201014 Монтаж техническое обслуживание и ремонт медицинской техники).

Предлагаемая ИОП разрабатывалась на основе задач, определенных  Правительством Российской Федерации в федеральной целевой программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», а так же на основании проблем отмеченных в обзоре Министерства Промышленности и Торговли  Российской Федерации - «Медицинская промышленность» (от 23.12.2009) и выявленных рабочей группой Колледжа в процессе работы над проектом, которые определяют совершенно новые требования к содержанию образования по специальности «Монтаж техническое обслуживание и ремонт медицинской техники».

Требования к содержанию образования по специальности «Монтаж техническое обслуживание и ремонт медицинской техники», определяемые внешними факторами:

  • согласно обзору МИНПРОМТОРГ России «Медицинская промышленность» доля изделий импортного производства в общей массе диагностического оборудования превышает 57%, и по отдельным приборам доходит до 80%;
  • вместе с тем, учитывая, что в современной медицинской технике гарантийные сроки эксплуатации достаточно точно соответствуют конструктивно заложенному ресурсу механических элементов, это обстоятельство свидетельствует об очевидной зависимости отечественного здравоохранения от импорта по запасным частям, в послегарантийный период эксплуатации закупленного оборудования.
  • также постоянно растут затраты на импорт запасных частей. Принимая во внимание, что основным потребителем медицинских изделий в России являются государственные структуры (около 80%), эти расходы станут обременением бюджета государства.

Вместе с тем существующая практика ремонта медицинской техники сводится к диагностике, выявлению неисправных узлов и агрегатов, формированию заказа на соответствующие запасные части для закупки и их замене. Учитывая, что предприятия медицинской промышленности выпускают высокотехнологичную продукцию очень малыми сериями и работают без склада и под заказ, приобретение запасных частей выливается не только в значительные деньги, но и в простои дорогостоящего оборудования.

Таким образом, для снижения зависимости отечественного здравоохранения от импорта запасных частей для медицинской техники, снижения нагрузки на государственный бюджет и создания дополнительных предпосылок для развития собственной медицинской промышленности критически необходимо, чтобы специалист по ремонту медицинской техники обладал навыками и умениями, позволяющими ему формировать техническое задание на создание детали, пришедшей в негодность  (с применением средств компьютерного моделирования), для ее изготовления на российском предприятии, и самостоятельно изготавливать ее (с применением современных станков с ЧПУ и установок послойного синтеза).

Требования к содержанию образования по специальности «Монтаж техническое обслуживание и ремонт медицинской техники», определяемые внутренними факторами:

  • условия реализации Федеральной Целевой Программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».
  • В период с 2014 по 2019 год в России пройдет технологическое перевооружение более чем ¾ предприятий медицинской промышленности.
  • Доля современной медицинской техники, выпускаемой российскими производителями с 10,7% в 2011г. должна вырасти до 29,7 в 2020г.

Таким образом, чтобы подготавливаемые сегодня специалисты по ремонту медицинской техники отвечали не только сегодняшним, но и будущим требованиям медицинской промышленности, необходимо, чтобы их подготовка была опережающей и эволютивной

Во-первых, из программных документов правительства следует, что подготавливаемый специалист будет привлекаться к разработке и производству новой отечественной медицинской техники.

Во-вторых, принимая во внимание растущую надежность электронных компонентов, можно ожидать, что и в будущем наиболее уязвимыми частями медицинского оборудования останутся механические элементы, а учитывая, что мехатроника все глубже внедряется в медицинскую технику, проблема ремонта механических узлов только усугубится.

Вместе с тем, развивающиеся технологии прямого цифрового производства уже сейчас позволяют быстро (от нескольких часов до нескольких дней) создавать штучные изделия с индустриальным качеством и необходимыми конструкционными свойствами.  Исходные данные при этом получаются посредством 3D-сканирования вышедшей из строя детали и/или результатов оцифровки сопрягаемых с ней элементов (реверсивного инжиниринга), в случае ремонта, или непосредственно из компьютерной модели, в случае создания нового изделия.

Соответственно, подготавливаемый сегодня специалист по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту медицинской техники должен владеть навыками реверсивного инжиниринга, технологиями послойного синтеза и технологиями обработки конструкционных материалов на прецизионных станках с ЧПУ.