Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2016-2017 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2015-2016 учебном году
Северный административный округ

История организации

В истории возникновения Колледжа ключевую роль сыграло творческое наследие Московского методологического кружка (ММК), основателями которого были выдающиеся отечественные философы Александр Александрович Зиновьев (1922-2006 гг.),Георгий Петрович Щедровицкий (1929-1994 гг.), а одним из его ведущих участников был Никита Глебович Алексеев (1932-2003 гг.), член-корреспондент Российской академии образования, доктор психологических наук, основатель отечественной традиции изучения и разработки рефлексивного мышления. Именно он по праву считается идейным вдохновителем создания Колледжа.

 Никита Глебович Алексеев

Никита Глебович Алексеев (1932-2003 гг.)

Содержательная платформа Колледжа формировалась двумя культурными линиями развития. Во-первых, культурой системно-мыследеятельностной методологии Московского методологического кружка с акцентом на ценность общности, который был внесен Никитой Глебовичем Алексеевым. Вторая, не менее важная, линия в его культурно-профессиональном становлении принадлежит внедренческому предприятию «Бизнес-клуб», идеологами и руководителями которого являлись Владимир Владимирович Быков (1950-2003 гг.) и Александр Иванович Парамонов.

Быков В.В. и Алексеев Н.Г.

Быков В.В. и Алексеев Н.Г.

На сопряжении этих двух линий – культуры мышления в сообществе и организационно-управленческой культуры в практике деятельности – в марте 1996 года, с целью отработки практических механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования с городской инфраструктурой, в Северном административном округе г. Москвы был основан «Центр профессионального образования и маркетинга молодежного рынка труда». Его учредителями стали Московский комитет образования и Комитет труда и занятости Правительства Москвы.

В 2001 году Центр был реорганизован в государственное образовательное учреждение Колледж предпринимательства и социально-трудового проектирования, подведомственное Департаменту образования города Москвы.

С момента организации Колледжа его деятельность осуществлялась на трех различных уровнях:

системном, на котором отрабатывались механизмы взаимодействия профессионального образования, инфраструктуры города и рынка труда в целом;

организационном, на котором моделировалась и апробировалась структура учреждения профессионального образования, наиболее адекватная современным требованиям;

позиционно-субъектном, на котором была разработана и внедрена образовательная технология подготовки учащихся по специальности «Маркетинг», содержательные элементы которой могут быть «тиражированы» в другие учреждения профессионального образования.

Реализация деятельности на этих уровнях осуществлялась, с одной стороны, параллельно и самостоятельно, а с другой стороны, мероприятия, проводимые на различных уровнях, были связаны общей стратегией развития организации.

Содержанием деятельности Колледжа являлось формирование комплекса социо-культурного маркетинга, включающего профессиональную, образовательную и проектно-производственную составляющие. Деятельность Колледжа, спроектированная и реализуемая как инновационная, объединила усилия учреждений и представителей сфер образования, управления, науки, занятости, а также различных организаций, привлекающих к реализации своих проектов студентов и сотрудников Колледжа.

Реализация проектов городского, федерального и международного уровней безусловно способствовало не только росту информационного потенциала Колледжа, но и позволило привлечь к нему дополнительные ресурсы, в частности, увеличить его организационные и политические возможности.

Организация деятельности Колледжа в трех вышеобозначенных форматах (системном, организационном, субъектном) предопределила его основные цели, задачи и специфику организационной структуры как сетевого учреждения профессионального образования города Москвы.

Основной целью деятельности Колледжа являлось социально-трудовое проектирование условий для удовлетворения потребностей личности в получении непрерывного, многоуровневого и вариативного общего и профессионального образования, обеспечивающего в дальнейшем успешную образовательную, профессиональную и социальную карьеру.

В деятельности Колледжа отрабатывались следующие направления:

- реализация программ основного общего, среднего (полного) общего образования, образовательных программ технологической и профессиональной подготовки, начального, среднего (базовый и повышенный уровни), профессионального образования и дополнительного профессионального образования, проектной и предпринимательской деятельности, программ трудовой адаптации и трудоустройства в различных сферах деятельности и творчества, а также программ информационно-аналитического, креативного, социологического и маркетингового обеспечения городской инфраструктуры и системы образования;

- комплексная профессиональная ориентация и социально-трудовое проектирования профессиональной карьеры подростков и молодежи в условиях существующей экономической действительности средствами проектной деятельности;

- развитие межотраслевой кооперации, создание условий для складывания ресурсов различных учреждений, организаций, коллективов профессионалов, заинтересованных в развитии деятельности, направленной на социально-трудовую адаптацию детей, подростков и молодежи;

интеграция общего и профессионального образования через реализацию модели профильной школы;

- формирование у учащихся реального опыта трудовых и производственных отношений путем реализации комплексных программ профессионального образования, социально-трудовой адаптации и трудоустройства на учебно-производственных участках Колледжа;

- формирование модели и практических механизмов непрерывного профессионального образования;

подготовка профессионалов, разрабатывающих и реализующих проекты в образовательной, социо-культурной, производственно-промышленной сферах и сфере молодежного предпринимательства;

- разработка и реализация программ дополнительного профессионального образования, профессиональной подготовки и переподготовки, обеспечивающих: трудоустройство, формирование интеллектуальных и предпринимательских способностей, адаптацию детей, подростков и молодежи к жизни в обществе, формирование у них общей культуры, организацию их содержательного досуга;

- создание новых и перепрофилирование устаревших рабочих мест, апробация и внедрение проектных и иных форм организации молодежной занятости;

- обеспечение социальной защищенности детей со сниженным уровнем грамотности, направляемых из других образовательных учреждений, детей из малообеспеченных и социально-незащищенных семей, подростков, молодых людей, вернувшихся из рядов Вооруженных сил, формирование у них способности к профессиональному самоопределению в условиях рынка, к освоению ими образовательных и профессиональных средств достижения собственных культуросообразных целей;

- освоение детьми и подростками социально значимых профессиональных знаний, умений, навыков, а также формирование у них способностей к адекватному предъявлению полученных знаний, умений, навыков на рынке труда;

- организация и проведение научно-исследовательских, научно-технических и опытно-экспериментальных работ, реализация грантов, креативная, издательская и консультационная деятельность.

Различные виды деятельности отделений и подразделений Колледжа, включающие учащихся, связывались между собой и интегрировались на уровне содержательного управления через реализацию комплексной технологии «социально-трудового проектирования».

Данная технология до сих пор является инновационной, направленной как на выявление стратегических перспектив развития, так и на использование сегодняшних возможностей профессионального образования.

Эта технология базируется на сочетании в образовательном процессе двух компонентов:

формирование мыслительных способностей будущих специалистов (рефлексии, самоопределения, целеполагания);

формирование деятельностных способностей (самоорганизации, построения отношений с работодателем и заказчиком, ответственности перед заказчиком, функционирования в организационном режиме).

Такое сочетание достигается через механизм непрерывного включения учащихся в индивидуальную и групповую проектную деятельность. Главное условие такого включения - каждый проект деятельности должен быть реальным делом, т.е. событием встречи учащегося с жизненной ситуацией.

Таким образом, стержневыми элементами данной технологии образования являются:

- различные формы организации проектной, научно-исследовательской и учебной деятельности студентов (индивидуальная, групповая и межгрупповая);

- теоретические знания (по осваиваемым профессиям и специализациям), включающие проработку содержательных оснований проблем, возникающих и требующих решения на различных этапах деятельности;

- формирование и анализ способностей, приобретаемых студентами в процессе проектной и учебной деятельности;

- формирование способности построения двух разных типов отношений: с работодателем и заказчиком.

Комбинируя вышеназванные элементы, педагоги, имеющие при этом собственные профилирующие программы, на различных технологических этапах получают возможность формировать и развивать у учащихся культуру мыслительной и проектной деятельности.

В 2004 году в результате реорганизации Колледжа предпринимательства и социально-трудового проектирования, путем слияния 5 государственных образовательных учреждений, был создан Колледж предпринимательства №11. В его состав вошли: Профессиональное училище №181, Техникум управления и информационных технологий, Профессиональное училище №150, Техникум экономики, менеджмента и информационных технологий.

Стратегической целью образовательной деятельности Колледжа предпринимательства №11 стала отработка механизма кадрового воспроизводства в системе профессионального образования, а также подготовка специалистов для предприятий и учреждений городской инфраструктуры.

Содержание профессионального образования, разрабатываемое в Колледже на современном этапе его развития, имеет одну принципиальную особенность, состоящую в том, что все многообразие предметной специфики базируется на сочетании трех важнейших типов учебно-профессиональной деятельности:

исследования, направленного на развитие способности будущего профессионала быстро ориентироваться в сложном мире современной деятельности и ресурсных возможностей;

проектирования как способа построения принципиально новых и потенциально возможных пространств деятельности;

стратегирования как основного условия становления профессионала в качестве субъекта собственной деятельности, умеющего соотносить ее содержание со своими ценностно-смысловыми установками и разнообразием множества социальных позиций.

Исследование вводится в качестве обязательного элемента содержания профессионального образования не только и даже не столько ради классической для этого типа деятельности цели познания или восстановления истины, но в качестве механизма постоянно действующего мониторинга ситуации в мире современной деятельности, важнейшего инструмента оперативного освоения действительности. Развитие исследовательской культуры в рамках профессионального образования предполагает не освоение суммы готовых знаний, а, прежде всего, методов освоения новых знаний в условиях стремительного увеличения количества информации и новых профессиональных областей, инструментов и технологий деятельности.

Проектирование как элемент содержания современного профессионального образования является одним из важнейших типов деятельности и состоит из трех последовательных этапов:

- формирование замысла по созданию нового пространства деятельности, новой системы связей субъектов профессиональной деятельности, созданию «точки прорыва» на том или ином важном социальном направлении;

- анализ и структурирование всех имеющихся и доступных ресурсных возможностей, необходимых для реализации замысла;

- пошаговое программирование деятельности по реализации проекта развития. Проектирование с этой точки зрения тесно связано с исследованием: если анализ ресурсных возможностей показывает, что их недостаточно для реализации замысла, то уже задачей исследования становится обнаружение новых и ранее не доступных ресурсов.

Стратегирование как элемент содержания профессионального образования имеет в условиях сегодняшней социально-экономической и образовательной ситуации беспрецедентно важное значение. В первую очередь стратегическая позиция предполагает –  еще до запуска в действие проектных инициатив и получения результатов – предварительный просчет тех воздействий (положительных и отрицательных), которые полученные результаты (или продукты) могут оказать. Учет последствий связан с выходом в более широкое целое по сравнению с тем пространством, в рамках которого предполагается реализация конкретного проекта. В условиях сложно организованного общественного механизма и профессиональной деятельности сценирование последствий приобретает жизненно важное значение – как для отдельного человека, так и для коллективных систем деятельности.

Таким образом, новое содержание профессионального образования, выстраиваемое именно на сочетании этих трех типов учебно-профессиональной деятельности, позволяет принципиально по-новому подойти к решению проблемы повышения качества труда в соответствии с современной социокультурной ситуацией. Образовательные технологии, основанные на включении будущих профессионалов в процессы исследования, проектирования и стратегирования, позволяют профессиональному образованию реально выступать социальным институтом, не только воспроизводящим нормы существующей деятельности, но и проектирующим и внедряющим в практику новые системы деятельности. Важно и то, что данный подход носит универсальный характер и может успешно применяться  в рамках подготовки самых разных специалистов, независимо от специфики той или иной профессиональной области.