Государственная итоговая аттестация

Ссылки на информационные материалы:

Всероссийская встреча с родителями по вопросу проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2017 году

Итоговое сочинение (изложение) в 2017 – 2018 учебном году

Регистрация на участие в итоговом сочинении (изложении):

  • на участие 6 декабря 2017 г. - до 22 ноября 2017 г.,
  • на участие 7 февраля 2018 г. - до 24 января 2018 г.,
  • на участие 16 мая 2018 г. - до 2 мая 2018 г.

Открытые направления тем итогового сочинения 2017-2018 учебного года

В новой редакции изложено приложение к приказу Департамента образования города Москвы от 20 октября 2015 г. № 2820 «Об утверждении Порядка проведения итогового сочинения (изложения)».

После объявления результатов итогового сочинения (изложения) в образовательной организации на портале государственных онлайн услуг города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет можно ознакомиться с изображениями бланков итогового сочинения (изложения).

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — это форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования.

При проведении ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы, а также специальные бланки для оформления ответов на задания.

ЕГЭ проводится письменно на русском языке (за исключением ЕГЭ по иностранным языкам).

ЕГЭ организуется и проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

ЕГЭ проводится по 14 общеобразовательным предметам:

  • Русский язык
  • Математика
  • Физика
  • Химия
  • История
  • Обществознание
  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
  • Биология
  • География
  • Английский язык
  • Немецкий язык
  • Французский язык
  • Испанский язык
  • Литература

Для получения аттестата выпускники текущего года сдают обязательные предметы — русский язык и математику.

Другие предметы ЕГЭ участники сдают на добровольной основе. Сдать можно любое количество предметов из списка.

Регистрация на сочинение 7 декабря 2016 г. проходит в ГАПОУ КП № 11 отделение общего образования каб. № 114 на основании личного заявления до 23 ноября 2016 года.

Итоговое сочинение выпускники пишут 7 декабря на базе ГАПОУ КП № 11 отделение общего образования по адресу ул Фестивальная, д. 51. Начало в 10:00.

Образец заявления на сайте РЦОИ

Письмо Департамента образования города Москвы от 9 сентября 2016 г. № 01-50/02-2526/16 "О размещении методических материалов по подготовке обучающихся к итоговому сочинению в 2016-2017 учебном году (перейти)"

Регистрация на участие в итоговом сочинении (изложении):

на участие 7 декабря 2016 г. - до 23 ноября 2016 г.,

на участие 1 февраля 2017 г. - до 18 января 2017 г.,

на участие 3 мая 2017 - до 19 апреля 2017 г.

Перечень документов, необходимых для подачи заявления (перейти)

Для обучающихся:

Образец заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) (скачать)

Для выпускников прошлых лет;
обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования;
обучающихся в иностранных образовательных организациях:

Образец заявления на участие в итоговом сочинении (скачать)

Согласие на обработку персональных данных:

Образец для участников (скачать)

Образец для законных представителей (скачать)

Памятка о порядке проведения итогового сочинения (изложения) (для ознакомления обучающихся и их родителей (законных представителей) под роспись) (перейти)

Организация специализированных условий (перейти)

Нормативные документы

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17 октября 2016 года № 10-764 "О направлении для использования в работе уточненные редакции методических материалов регламентирующих проведение итогового сочинения (изложения) в 2016-2017 учебном году"
Приложения к письму № 10-764 от 17 октября 2016:
1. Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (перейти)
2. Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения) (перейти)
3. Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения) (перейти)
4. Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) (перейти)
5. Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) (перейти)
6. Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования (перейти)
7. Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) (перейти)
8. Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) (перейти)

Приказ Департамента образования города Москвы от 18 апреля 2016 г. № 322 "О внесении изменения в приказ Департамента образования города Москвы от 20 октября 2015 г. № 2821"

Приказ Департамента образования города Москвы от 25 декабря 2015 года № 3578 "Об утверждении Порядка проверки независимой комиссией итогового сочинения (изложения), сданного повторно в дополнительные сроки"

Приказ Департамента образования города Москвы от 20 октября 2015 года № 2820 "Об утверждении Порядка проведения итогового сочинения (изложения)"
Приказ Департамента образования города Москвы от 24 октября 2016 года № 1115 "О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 20 октября 2015 года № 2820"

Приказ Департамента образования города Москвы от 1 ноября 2016 года № 1126 "Об утверждении состава независимых экспертов для направления их в составы комиссий по проверке итоговых сочинений (изложений), создаваемых в образовательных организациях в 2016-2017 учебном году"

Распоряжение Департамента образования города Москвы от 1 ноября 2016 года № 143р "О направлении независимых экспертов в составы комиссий по проверке итоговых сочинений (изложений)"

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 10 ноября 2016 года № 10-813 "График внесения сведений в региональные информационные системы обеспечения проведения ГИА для досрочного и основного периодов проведения ГИА в 2017 году"

Тематические направления итоговых сочинений 2016-2017 учебного года

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года(протокол от 05.07.2016 г.):

  1. «Разум и чувство»,
  2. «Честь и бесчестие»,
  3. «Победа и поражение»,
  4. «Опыт и ошибки»,
  5. «Дружба и вражда».

Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.

В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).

Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.

«Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

«Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

«Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

«Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

«Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.ем литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.

При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:

  • соответствие открытым тематическим направлениям;
  • обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
  • обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
  • нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
  • соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
  • ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году.

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Время написания – 3 часа 55 минут.

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления). При составлении тем сочинений осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Важно отметить литературоцентричность итогового сочинения, обусловленную традициями российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.

Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность. Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.

Результаты итогового сочинения (изложения) и изображения бланков работ размещены на Портале государственных и муниципальных услуг города Москвы pgu.mos.ru.

Инструкция по просмотру результатов и изображений бланков работ участников итогового сочинения (изложения) на Портале государственных и муниципальных услуг города Москвы (перейти).

Обращаем Ваше внимание, что код регистрации, необходимый для просмотра результатов, указан в Вашем уведомлении на итоговое сочинение (изложение).

16.03.17
подробнее
обновлено: 16 марта 2017
16.03.17
подробнее
обновлено: 16 марта 2017
14.03.17
подробнее
обновлено: 14 марта 2017
14.03.17
подробнее
обновлено: 14 марта 2017